Что узнаете из статьи
- Русские породы кошек
- Основные особенности
- Русская голубая кошка
- Сибирская
- Невская маскарадная
- Донской сфинкс
- Петерболд
- Курильский бобтейл
- Уральский рекс
- Алтайская голубоглазая
- Уссурийская кошка
История утверждает, что кошки распространялись по территории РФ одновременно с заселением местностей племенами. Только к концу 20 века начались целенаправленные работы по выведению пород кошек, споры о принадлежности некоторых видов пород к российской селекции ведутся и сегодня.
Кот на вес серебра
Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь
Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного — вола. За кошку платили гривнами — серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.
«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место».
Сборник законов «Митрополичье правосудие», XIII век
Кошки в языческой Руси
Про почитание кошек в Древнем Египте знают все. Но вот когда эти хвостатые друзья человека появились на русской земле – точно неизвестно. Предполагается, что кошкины лапки ступили на нашу землю примерно в 11 веке. Хотя на южных рубежах, которые сейчас относятся к Украине, кошки, возможно, водились еще в 7 или 8 столетии. Может быть, даже раньше.
Изначально кошки ценились практически на вес золота. Что и неудивительно, ведь зверь был еще редкий, а пользы от него было очень много. Нашествия крыс и мышей в те времена были настоящим бедствием, которое могло обречь людей на голодную смерть.
Кошки были настоящим и почти единственным спасением для хранилищ зерна. А заодно и средством для сокращения эпидемий, которые разносили многочисленные грызуны.
По некоторым сведениям кошек завезли к нам морем, с южных границ страны. Но по другой версии кошки и так всегда жили здесь, это известные дикие кошки. От которых потом пошли русские кошки сибирской породы.
Единственное животное в храме
Иван Билибин. Кот ученый. Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина. 1910. Частное собрание
В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.
Приметы о кошках
О кошках существует множество примет и просто суеверий. Изначально кошка считалась помощницей и хранительницей домашнего очага. Что и неудивительно, учитывая большую роль кошки в поддержании благосостоянии семьи.
Кошку обычно пускали первой, когда входили в новый дом. Вместе с тем, считалось, что кошка связана с нечистой силой. Что могло негативно сказаться на отношении людей к этому симпатичному животному.
Особенно к кошкам черного окраса. Примету о том, что если черная кошка перейдет вам дорогу – жди несчастья, известна всем. Хотя, с другой стороны, было поверье, что черные кошки в доме принесут несчастье не хозяевам, а злоумышленникам, которые полезут в дом.
Также кошки стали героями многих известных русских сказок. А вы знаете приметы и сказки о кошках?
Портрет царского кота
Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота великого князя Московии. 1663. Национальная библиотека Франции, Париж, Франция
Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».
Для охраны амбаров и устрашения мышей
Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.
Коты-крысоловы из Казани
Павел Федотов. Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.
«…Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…»
«Указ о высылке ко двору котов», 1745 год
Охранники картинных галерей
Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание
Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.
Курильский бобтейл
Курильский бобтейл – еще одна порода, относящаяся к группе аборигенных. Отличительная черта – пушистый и короткий хвост-помпон.
У кошек яркая и запоминающая внешность:
- крепкое и компактное телосложение;
- мощные ноги, сильно покрытые шерстью;
- пышная грива на шее и обильный мех по всему телу;
- мордочка с чертами дикого животного;
- широкие мощные скулы;
- пронзительный взгляд.
Существует две разновидности породы – короткошерстные и полудлинношерстные. Окрас может быть разнообразным. Стандартом недопустимы такие расцветки, как шоколадный, лиловый, циннамон, фавн.
У курильских бобтейлов не только оригинальная внешность, но и уникальный характер. По поведению и типу темперамента они больше напоминают собак. Кошки этой породы очень преданны своим владельцам, очень послушные. Хозяином считают только одного человека. К другим членам семьи относятся спокойно и дружелюбно. Покладистый нрав позволяет им мирно сосуществовать и с другими домашними питомцами, даже с собаками.
Коты в русских пословицах
Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Доведется ж и коту с печи соскочить. Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить. Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет. Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать. Он, как кошка, все на ноги падает.
Факт №2: первое упоминание котиков в летописи связано с тем, что их… съели.
Как это ни печально, но чаще всего в письменных источниках котики упоминаются в качестве еды. Конечно, в обычной жизни их в пищу не употребляли – это происходило только в экстренном случае: во время голода. В Новгородской первой летописи так описаны жуткие события 1230 года: «и троупию обрезающе юдахоу. а дроузии кониноу, псиноу. кошкы. нъ техъ осочивъше тако творяхоу» (НПЛ, 113 об.).
То, что горожане начали есть кошек, показывает, что у них не осталось никакой другой еды. Это страшное упоминание (вероятно, самое древнее в письменных источниках) относится к середине XIII века, когда был написан текст летописи. Вообще же, кошачье мясо считалось нечистым, и употребление его в пищу, по мнению средневековых книжников, было признаком дикости. Так, в Лаврентьевской летописи можно обнаружить следующее описание нечестивого племени: «ядяху скверну всяку. комары и мухы. коткы (такая форма слова использовалась наравне с привычной нам «кошкой». – Прим. ред.), змие. и мертвец не погребаху» (ЛЛ 1377, 85 а (1096)).
«Вроде спорта — у кого кот толще»
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.
«…Первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта — у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».
Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»
Факт №4: в XIV веке котики ценились в несколько раз дороже коров и наравне с собаками.
В так называемом «Правосудье митрополичьем», правовом памятнике XIV-XV веков, перечислены следующие штрафы за кражу:
«…за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кунъ, за волъ 3 гривны, за корову 40 кунъ, за третьак 30 кунъ, за лонщину полгривны, за теля 5 кунъ, за боранъ ногата, за порося ногота, за овцу 5 кунъ, за жеребца гривна, за жеребя 6 ноготъ»[5].
Если считать куну равной 1/50 гривны[6], то 3 гривны = 150 кун, а это почти в 4 раза больше, чем требовали за корову. Даже если взять более ранний «курс» XI века – 3 гривны = 75 кун, то эта сумма почти в 2 раза больше штрафа за корову. Удивительно, но кошка ценилась так же высоко, как собака и вол, гораздо более плотно задействованные в хозяйстве человека. Тем более странным выглядит такой штраф, если учесть наше предположение, что кошки выживали в древнерусских городах самостоятельно, были «дворовыми». Может быть, у представителей церкви жили какие-то особые породистые котики? Источник ничего не говорит об этом.
Кошки блокадного Ленинграда
Павел Кондратьев. Улица осажденного города (фрагмент). Из серии «Блокада». 1942. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.
Кот как достопримечательность
Екатерина Качура-Фалилеева. У самовара. 1-я пол. XX в.
Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже — не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.
«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год
Как кошки заселяли Россию. Откуда пришла к нам кошка
Результаты новейших генетических исследований, проведенных учеными ряда стран, позволяют по-новому взглянуть на хорошо известные данные о распространении домашней кошки по территории современной России.
Колыбель цивилизации – «колыбель для кошки» (Еще раз о концепции)
Сведения, полученные во время археологических раскопок последних лет, свидетельствуют о том, что одомашнивание кошки произошло примерно 9-10.000 лет назад на Ближнем Востоке в районе «Плодородного полумесяца» (территория, простирающаяся от современной Турции до Северной Африки и от современного Ирана до Ирака) при переходе человека к оседлому образу жизни и с зарождением земледелия, когда стали появляться небольшие поселения и первые города. Продажа котят Питомники кошек Корма для кошек Атлас пород кошек
Выводы археологов были подтверждены новейшими генетическими исследованиями, опубликованными в 2007 г. . Результаты генетических исследований, завершенных к марту 2008 г., подтвердили ранее полученные данные о том, что все ныне живущие домашние кошки являются потомками одомашненной ближневосточной дикой кошки (Felis silvestris lybica), и никакие другие подвиды Felis silvestris не вносили свой вклад в формирование домашней кошки Felis silvestris catus как подвида . Исследователи пришли к выводу, что распространение кошек из древнейшего центра доместикации шло вдоль торговых путей между древнейшими цивилизациями . В результате этих исследований ученые обнаружили интересные взаимосвязи между отдельными породами и популяциями кошек, по которым можно проследить человеческую историю . На основании того, что «у кошек из Турции гены имели наибольшее разнообразие среди всех остальных кошек», ученые заключили, что «кошки из Турции были одомашнены ранее всех» , особо подчеркивая территорию Анатолии. Генетические исследования были продолжены, и в июне 2009 г. были опубликованы новые результаты . По мнению исследователей, «с течением времени дикие кошки, которые терпимее относились к окружению, в котором доминировал человек, начали распространяться по поселениям на территории всего Плодородного полумесяца. Отбор в этой новой нише шел главным образом по признаку прирученности, однако борьба за существование между кошками продолжала воздействовать на их эволюцию и ограничивала их покладистость» во взаимоотношениях с людьми…. Решающую роль в одомашнивании ближневосточной дикой кошки (F. s. lybica) сыграло то, что «люди возможно даже поощряли слоняющихся поблизости кошек, когда заметили, как те уничтожают мышей и змей». Не менее значимым оказался и внешний вид этого подвида: «большие глаза, усеченная форма мордочки и высокий, круглый лоб» – черты, которые, как известно, вызывают в человеке стремление приласкать существо с такими чертами и окружить его нежной заботой . Вероятно, движимые этими чувствами, «некоторые люди приносили домой котят, просто потому, что они считали их очаровательными, приручали тех, предоставляя кошкам место у домашнего очага» . Думаю, тем не менее, многих интересует вопрос о том, почему ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica) стала единственным подвидом дикой кошки, который был одомашнен человеком. Исследователи объясняют это тем, что ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica) имела преимущество перед другими подвидами мелких диких кошек в том, что первой оказалась по соседству с первыми поселениями людей. По мере распространения земледелия из Плодородного полумесяца, ближневосточная дикая кошка (F. s. lybica), заполняла одну и ту же определенную нишу в каждом регионе своего проникновения, тем самым закрывая дверь в жилище человека для популяций местных диких кошек . Статуэтка из слоновой кости, обнаруженная в Израиле, возраст которой составляет около 3.700 лет, подтверждает то, что присутствие домашних кошек в домах и поселениях Плодородного полумесяца было обычным явлением до того, как их привезли в Египет . В связи с тем, что на сегодняшний день не существует иных исследований, проливающих свет на происхождение домашней кошки или опровергающих вышеупомянутые выводы, при рассмотрении данных по распространению кошки по территории России, я буду основываться на концепцию ближневосточного происхождения домашней кошки. Главное достоинство данной концепции в основном выводе, который следует из результатов вышеупомянутых исследований: домашняя кошка (Felis silvestris catus), как и любое другое домашнее животное, не может существовать раздельно от человека, который с самого начала зарождения цивилизации, мигрируя по планете, повсюду брал ее с собой, как верную помощницу, любимицу семьи и хранительницу домашнего очага.
Короткошерстные кошки
Путь длиною в десять тысяч лет С развитием земледелия и появлением излишков пищи население древнейших городов начало резко увеличиваться, что привело к необходимости колонизации новых территорий. В IX-VII тыс. до н. э. резко возросло расселение протоиндоевропейцев из района «Плодородного полумесяца», которое происходило на небольших судах вдоль берегов рек, озер и морей. При этом было установлено, что уже тогда вместе с людьми на морских судах плавали кошки, охраняя суда и съестные запасы от грызунов. Об этом свидетельствовало обнаружение останков кошек на острове Кипр, куда кошки могли прибыть только на кораблях вместе с людьми, а, следовательно, уже были одомашненными. Колонизация новых земель была постоянным процессом, растянувшимся на тысячелетия и обусловленным как приростом населения, так и развитием земледелия. По свидетельству академика Б. А. Рыбакова, «с середины V тысячелетия до н. э. наблюдается расселение индоевропейских земледельцев в северном направлении». Это расселение некоторыми авторами так и называется – «земледельческое расселение». К 3000-2500 г. г. до н. э. север Европы был заселен индоевропейскими племенами почти полностью, и потребность в освоении новых пахотных земель продвинула индоевропейских колонизаторов далее на восток. Предполагаю, что появление кошки на территории современной России связано с появлением здесь в глубокой древности славянских племен. Как пишут авторы «Истории России»: «Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев: от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считают, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыс. до н. э.» (А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «История России», 2008 г.). Первые упоминания о славянах встречаются в письменных источниках в середине VI в. н. э., когда славянские племена расселялись по Восточноевропейской равнине. «В эпоху Великого переселения народов (III—VI в.в. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство» (А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «История России», 2008 г.), что определяло их образ жизни и условия существования. В VI-VIII в.в. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали недолговременные селения, обусловленные ведением подсечного земледелия. Бурное развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к появлению в конце VIII в. небольших деревень, а в IX в., как сообщают древнерусские летописи, на Северной Руси начали появляться древнейшие города: Изборск, Ладога, Новгород, Полоцк и Смоленск, которые, в первую очередь, были местом поселения купцов и ремесленников, а также выполняли оборонительные функции.. Этот процесс продолжился в X-XI в.в. с появлением таких городов, как Псков, Витебск, Голотическ, Друтеск, Логожеск, Ршу и Юрьев.
‘ Итак, распространение кошки по Восточноевропейской равнине шло одновременно c распространением восточнославянских племен. Согласно данным, представленным В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (ежегодник «На суше и на море», 1987 г.), во время археологических раскопок в античных городах Северного Причерноморья – Пантикапее, Танаисе, Фанагории и других, были обнаружены останки кошек, которые относятся к I в. до н. э.- I в. н. э.. В. Карпов пишет, что эти кошки были обитательницами больших и богатых городов Римской империи. «В сельских поселениях следов кошачьего обитания археологами не обнаружено. Исключение составляет только находка в скифском поселении, которое именуют Каменским городищем, но это была столица степных скифов на левом берегу Днепра, напротив современного Никополя. В скифском же Неаполе , столице крымских скифов, останков кошек не нашли». Далее автор пишет: «Это свидетельствует о том, что древние греки, торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в то же время берегли редчайших домашних кошек для себя». Однако, в свете новых данных о доместикации кошки, это объясняется, скорее всего, тем, что кошки не были нужны ирано-язычным скифам-кочевникам, а так называемые скифы-пахари, которые, по мнению некоторых исследователей, представляли собой конгломерат из славянских и скифских племен, занимаясь подсечным земледелием, когда постоянно приходилось переходить на новые пахотные земли, еще не вели по-настоящему оседлый образ жизни. Но продолжим цитировать автора «Трактата не только о кошке»: «Продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях. Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси, о чем опять свидетельствуют находки археологов. В Ярославском Поволжье археологи вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки жертвенных животных,… но кошек нашли только в двух курганах, где были погребены женщины».
Из вышесказанного можно заключить, что в VI-IX веках с появлением у восточных славян первых городских поселений в них начинают появляться кошки, которых в каких-то определенных случаях хоронили вместе с их хозяйками, при этом кошки не являлись ни жертвенными животными, ни съестными припасами для пиршества их хозяек в потустороннем мире. Здесь напомню содержание интервью Жана Дэниса Винье (Jean Denis Vigne), вице-президента Научного Совета Национального музея истории в Париже, опубликованном в апреле 2004 г. в американском журнале «Сайнс» (“Sience”), который сообщил, что в неолитическом поселении около деревни Шиллоурокамбос (Shillourokambos) (9-7 тыс. до н. э.) было обнаружено захоронение, датируемое 7 тыс. до н. э., с двумя скелетами: человека и кошки. Пол человека установить не удалось из-за поврежденности скелета, но, судя по убранству и количеству найденных предметов, этот человек играл заметную роль в своем окружении. Захоронение кошки было расположено симметрично первому. Кошка была умерщвлена, чтобы, по-видимому, быть захороненной вместе со своим возможным владельцем или владелицей. Головы обоих скелетов были направлены в сторону запада, что явно свидетельствует о том, что кошки имели определенное, скорее всего, ритуальное значение в жизни древнейших жителей Кипра. В связи с вышесказанным, попробуем провести несколько параллелей с историей восточных славян. На основании археологических данных российские историки определили, что восточные славяне или, скорее всего, их предки – праславяне, относились к кошкам как к тотемным и, возможно, культовым животным, а изображения кошек и других кошачьих служили им в качестве оберегов. Рассматривая отличия культурно-религиозных традиций земледельческой эпохи от предыдущих, и то, что связывает их и «продолжает тысячелетние традиции охотничьего общества», вот что пишет академик РАН Борис Александрович Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древних славян»: «Интересным разделом зооморфной пластики являются крышки больших сосудов. Очень часто они оформлялись в виде голов или даже целых фигур животных. Известны головы медведей, кошки или рыси, оленя, козла, фигуры собаки и барса. Предпочтение, которое отдается хищникам, понятно: крышка должна уберечь положенные в сосуд припасы от всех возможных похитителей. Кошка убережет от мышей, а медведь предостережет и людей, покушающихся на содержимое хранилища. Самый простой магический расчет сквозит в этих наивных мерах по охране семейных ценностей земледельца». Расселяясь по Восточной Европе, славяне продвигались преимущественно вдоль больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными артериями для лесных и лесостепных областей. Как пишет профессор К. В. Базилевич: «Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках-однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией. … Греческие источники говорят о большом походе славян на Константинополь в 626 г., а новейшие исследования показывают, что этот поход был совершен именно восточными славянами». В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно. Размер самых крупных судов – ладей, позволял размещать на них более 40 человек. Поэтому, думаю, не следует исключать возможность присутствия кошек не только на небольших судах, на которых перевозили людей и хозяйственный скарб при переселении на новые земли, удобные для занятия пахотным земледелием, но и на боевых ладьях восточных славян. Такое предположение подтверждает, догадку о том, что кошки, которые не приемлют кочевой образ жизни, перемещались вместе с хозяевами на кораблях, воспринимая последние в качестве жилища, а в условиях замкнутого пространства небольших по размеру кораблей процессы одомашнивания происходили быстрее. Также добавлю, что в захоронениях восточных славян той далекой эпохи было характерно ориентировать расположение скелета головой на запад. Несмотря на колоссальный промежуток во времени, разделяющий захоронение на Кипре и захоронения на берегу Волги, между ними явно прослеживается, если не сходство, то преемственность протоиндоевропейской традиции, и, вероятнее всего, в обнаруженном на Кипре захоронении IX-VII тыс. до н. э. скелет принадлежал женщине, как это было в случае с двумя упомянутыми курганами X века н. э., обнаруженными в Ярославском Поволжье. У лукоморья дуб зеленый… Считается, что в X–XIII веках на Руси кошка продолжала оставаться редким «зверем». Вместе с тем обширный пласт в русском фольклоре составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. До введения христианства на Руси славяне почитали языческих богов. Всемогущим богом подземного царства был Велес – покровитель скота, богатства и всех животных. Спутником Велеса был Кот, которого звали «Баюн» (иначе Бай или Баюнок), и с ним было связано немало обычаев и обрядов. После введения христианства на Руси языческие верования и обряды оказались под запретом. Но благодаря устному фольклору до наших дней дошло имя Кота-Баюна. Немало сказок и поверий, связанных с котами и кошками, в которых сохранились отголоски языческих мифов, записал русский исследователь народного творчества, историк литературы и фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871): «Народные русские сказки знают баснословного кота-баюна, которому точно так же придается эпитет морского, как и другим олицетворениям дождевых туч, и которого предания ставят в близкую связь с чудесною мельницею – эмблемою громового грохота. Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нем висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн: идет вниз – песни поет, подымается вверх – сказки сказывает…. Голос кота-баюна раздается на несколько верст; сила его громадная: своих врагов он поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон…. Кто убьет кота, тому, по мнению крестьян, семь лет ни в чем не будет удачи ». Даже добрый дух-защитник домашнего очага – домовой, оборачивался котом, когда хотел предупредить хозяев об опасности и отвести беду. До сих пор в нашей повседневной речи мы часто повторяем имя Кота-Баюна, так как от него образованы многие слова современного русского языка: «байка» – сказка, «краснобай» – болтун, «прибаутка» – шутка, «баюкать» – укачивать ребенка под колыбельную песню. Все это, на мой взгляд, является косвенным доказательством того, что кошки не только были хорошо известны в Древней Руси, но и были широко распространены. Самое раннее письменное упоминание о кошке относится к 1230 году, когда в новгородских летописях рассказывается о голоде, при котором ели мертвечину, конину, псину и кошатину. Большой интерес представляют находки, сделанные в Старой Рязани, где во время археологических раскопок в слое, относящемся к периоду завоевания Рязани Батыем в 1237 г., были найдены останки 7 кошек, а в жилище мастера-костореза костяная пластина для переплета рукописной книги, вырезанная в форме стилизованного изображения кошки. Следующая интересная находка была сделана при раскопках исторического слоя времен сильного пожара, который случился во время взятия Киева в 1240 г. татаро-монголами под предводительством Батыя (иначе Бату-хана), когда были обнаружены останки девочки с ключом на пороге амбара с запертой внутри кошкой. Можно представить себе этот красноречивый эпизод большой трагедии, когда ребенок бросился спасать свою любимицу – кошку, но упала горящая балка, придавила девочку и они обе погибли в пламени пожара.
Заринэ Лоренцовна Арушанян
Читать часть 2. Как кошки заселяли Россию. Европейская короткошерстая или кельтская?
Кошки
История происхождения и распространения кошек
Как кошки заселяли Россию. Откуда пришла к нам кошка