Сфинкс в Египте для учёных представляет такую же загадку, как пирамиды и Долина Царей. Попробуем разобраться в цели его создания и методах его строительства. Узнаем, что говорят в научном мире о возрасте Сфинкса. Что он скрывает внутри и какую роль играет по отношению к пирамидам? Отсеем вымысел и предположения, оставим только научно подтверждённые факты.
Краткое описание Сфинкса в Египте
Сфинкс и 50 реактивных самолётов
Большой Сфинкс. Египет Автор: Most likely Hamish2k, the first uploader — Most likely Hamish2k, the first uploader, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Сфинкс в Египте — самая грандиозная сохранившаяся скульптура древности. Длина туловища составляет 3 купейных вагона (73,5 м), а высота — 6 этажный дом (20 м). Автобус меньше, чем одна передняя лапа. А вес 50 реактивных авиалайнеров равен весу исполина.
Блоки, из которых сложены лапы, были добавлены в период Нового царства, для восстановления первоначального облика. Священная Кобра, нос и ритуальная борода — символы власти фараонов — отсутствуют. Фрагменты последней выставлены в Британском музее.
Рядом с ухом можно наблюдать остатки оригинальной тёмно-красного цвета краски.
О чём могут говорить странные пропорции?
Одна из главных ненормальностей фигуры заключается в непропорциональности головы и туловища. Похоже, что верхняя часть была несколько раз переделана последующими правителями. Есть мнения, что сперва голова идола была либо овна, либо сокола и позже перешла в человеческую форму. Реставрации и поновления за многие тысячи лет могли уменьшить голову или увеличить туловище.
Где находится Сфинкс?
Памятник находится в некрополе Мемфиса рядом с пирамидальными строениями Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Мицерин) примерно в 10 км от Каира, на западном берегу реки Нил на плато Гиза.
Гибель Сфинкса
Древнегреческие предания говорят лишь об одном человеке, сумевшем разгадать загадку таинственного и коварного Сфинкса. Это был будущий царь Эдип. Когда он приблизился к фиванским воротам, то был уже наслышан о кознях монстра.
Ему Сфинкс задал тот же вопрос, что погубил так много людей. Звучала он так: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?». И если предшественники Эдипа ломали головы над тем, что же это за странное существо, царевич оказался гораздо находчивее.
Эдип сообразил, что ответ на загадку – человек, Сфинкс же в отчаянии бросился со скалы вниз. Мне кажется, для этого создания было унижением признать человека мудрее, а главное – хитрее самого себя.
Граф Йохан Георг Отто фон Розен «Сфинкс», 1887 год Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Бог наоборот или что символизирует гигант
В Древнем Египте фигура Льва олицетворяла власть фараонов. В Абидосе, кладбище первых египетских царей, археологи обнаружили около 30 скелетов взрослых людей, которым не было 20 лет, и… кости львов. Боги древних египтян всегда изображались с телом человека и головой животного, а здесь наоборот: голова человека размером с дом на теле льва.
Может это говорит о том, что мощь и сила льва соединились с человеческой мудростью и способностью управлять этой силой? Но кому принадлежали эти сила и мудрость? Черты чьего лица высечены в камне?
Рекомендации
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода
, Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0. - Стюарт, Десмонд. Пирамиды и Сфинкс. [S.l.]: Newsweek
, США, 72. Печать. - Тахери, Садреддин (2013). «Гопат (Сфинкс) и Ширдал (Грифон) на Древнем Ближнем Востоке». Тегеран: журнал Honarhay-e Ziba, Vol. 17, №4.
- Каллич, Мартин. «Эдип и Сфинкс». Эдип: миф и драма
. Н.п .: Western, 1968. N. pag. Распечатать.
Разгадка секрета строительства: интересные факты
Ведущий египтолог мира Марк Ленер провёл 5 лет рядом с загадочным существом, исследуя его самого, материалы и породу вокруг. Он составил подробную карту статуи и пришёл к однозначному выводу: статуя вырезана из известняка, который лежит в основании плато Гиза.
Сначала выдолбили траншею в виде подковы, оставив в центре огромную глыбу. А потом скульпторы из неё вырезали памятник. Блоки весом до 100 тонн для строительства стен храма перед Сфинксом брали отсюда же.
Но это лишь часть разгадки. Другая — как именно они это делали?
Вместе с Риком Брауном, специалистом по древним инструментам, Марк воспроизвёл изображённые на рисунках гробниц возрастом более 4000 лет орудия труда. Это были медные зубила, двуручный пестик и молот. Затем этими орудиями они вырезали из известнякового блока деталь монумента: недостающий нос.
Этот эксперимент позволил подсчитать, что над созданием загадочной фигуры могли трудиться сто скульпторов в течении трёх лет. При этом их сопровождала целая армия рабочих, которые создавали орудия труда, оттаскивали породу и делали другие необходимые работы.
Интересные факты о скульптуре
Историки пишут о статуе Сфинкса научные работы, археологи без устали проводят исследования территории вблизи него, экскурсоводы рассказывают туристам нескончаемые мистические истории. Действительно, Большой Сфинкс удивляет и хранит множество тайн.
Несколько интересных фактов о самой загадочной скульптуре мира:
- Когда-то Сфинкс был покрыт краской. Ее частички до сих пор можно увидеть на шее и лице статуи.
- Некоторые ученые настаивают, что неправильно называть скульптуру сфинксом, так как у него нет крыльев, характерных для этого мифического существа. Они считают, что египетскую фигуру правильнее называть андросфинксом.
- Недалеко от статуи расположен Храм Сфинкса.
- Японские ученые смогли найти под левой лапой Сфинкса вход в узкий тоннель, который ведет к пирамиде Хефрена. Дальнейшие исследования египтяне запретили из-за возможного повреждения статуи.
- За свою бытность статуя Сфинкса рядом с известными пирамидами не раз меняла название.
- Голова и туловище не пропорциональны друг другу. Причиной этого могли стать частые переделывания лица Большого Сфинкса или регулярные реставрации.
- Возраст скульптуры приравнивают к возрасту соседствующих с ней пирамид. Однако большинство ученых сходятся во мнении, что она гораздо моложе.
Кто сломал нос колоссу?
Когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, он увидел загадочное чудовище уже без носа, что доказывают рисунки 18-го столетия: лицо было таким задолго до прибытия французов. Хотя можно встретить мнение, что нос отбили военные французы.
Есть и другие версии. Например, называется стрельба турецких (по другим источникам — английских) солдат, мишенью которых был выбран лик истукана. Или есть история, рассказывающая о фанатичном суфийском монахе в 8 веке нашей эры, который долотом изуродовал “кощунственного идола”.
Фрагменты ритуальной бороды египетского Сфинкса. British Museum, Photo from EgyptArchive
Действительно, есть следы от вбитых клиньев в переносицу и около ноздри. Впечатление, что кто-то забивал их специально, чтобы отломать деталь.
Европа
Ла Гранха, Испания, середина 18 века
Возрожденный Маньерист сфинкса конца 15 века иногда называют «французским сфинксом». У нее приподнятая причесанная голова и грудь молодой женщины. Часто носит ушные капли и жемчуг как украшения. Ее тело естественным образом изображено как лежащая львица. Такие сфинксы возродились, когда гроттеш
или «гротескные» украшения раскопанных
Domus Aurea
из Неро были обнаружены в Риме в конце 15-го века, и она была включена в классический словарь арабески рисунки, которые распространились по Европе в гравюрах XVI и XVII веков. Сфинксы были включены в убранство
лоджия
из Ватиканский дворец мастерской Рафаэль (1515–20), обновившие словарный запас римского
гроттеш
.
Первые появления сфинксов во французском искусстве относятся к Школа Фонтенбло в 1520-х и 1530-х годах, и она продолжает Позднее барокко стиль французского Régence (1715–1723). Из Франции она распространилась по Европе, став постоянным элементом наружной декоративной скульптуры дворцовых садов 18-го века, как в Верхний дворец Бельведер в Вена, Парк Сан-Суси в Потсдам, Ла Гранха в Испании, Дворец Браницких в Белосток, или поздно Рококо примеры на основании португальских Национальный дворец Келуш (возможно, 1760-х годов), с ерши и одетые сундуки, заканчивающиеся маленькой накидкой.
Ласки
(1896) по Фернан Кнопф, а Символист изображение Эдип и сфинкс[30]
Сфинксы — особенность неоклассический внутренние украшения Роберт Адам и его последователи, вернувшись ближе к раздетому стилю гроттеш
. Они одинаково понравились художникам и дизайнерам Романтизм и последующие Символизм движения в 19 веке. Большинство из этих сфинксов ссылались на греческого сфинкса и миф о Эдип, а не египтянин, хотя у них может и не быть крыльев.
Пророческий сон царевича у Сфинкса
От полного разрушения памятник спасли, укрывшие его на тысячелетия, пески. Попытки восстановить колосса предпринимались, начиная с Тутмоса IV. Существует легенда, как во время охоты, отдыхая в полуденной тени сооружения, сын царя заснул и увидел сон. Гигантское божество обещало ему корону Верхнего и Нижнего царств и взамен просило освободить от поглощающей пустыни. Гранитная Стела Сновидения, установленная между лапами, хранит эту историю.
Рисунок Великого Сфинкса 1737 г. Худ. Фредерик Норден
Царевич не только откопал божество, но и окружил его высокой каменной стеной. В конце 2010 года египетские археологи раскопали участки кирпичной стены, которая растянулась на 132 м вокруг монумента. Учёные считают, что это дело рук Тутмоса IV, желающего защитить статую от заносов.
Рожденный Тифоном и Ехидной
Греки переняли у египтян образ необычного существа, но придали ему совершенно иное значение. Сфинкс, одно из чудовищных порождений мира, в древнегреческих мифах выступает как дитя Тифона и Ехидны.
Тифон и Ехидна — мифические хтонические (олицетворяющие дикую природу) чудовища.
Тифон, чудовище с сотнями драконьих голов — сын богини Земли Геи и Тартара, покровителя извержений вулканов и подземных стихий.
Ехидна — полуженщина-полузмея, тоже дочь Геи и Тартара и, соответственно, приходится сестрой своему супругу Тифону. У чудовищной супружеской пары родились такие страшные демоны и монстры как:
— Сфинкс и Химера;
— Лернейская гидра и Немейский лев;
— Цербер и Орф.
Сфинкс наделен чертами нескольких живых существ: телом льва, крыльями хищной птицы, хвостом быка и человеческой головой.
История о горе-реставрации Сфинкса в Гизе
Несмотря на усилия, сооружение вновь оказалось засыпанным. В 1858 г. частично песок был очищен Огюстом Мариеттом, основателем Египетской службы древностей. А в период с 1925 по 1936 гг. французский инженер Эмиль Барайз завершил расчистку полностью. Возможно, впервые божественный зверь опять подвергся воздействию стихий.
Также очевидно, что статуя разрушается из-за ветра, влажности и выхлопных газов из Каира. Осознавая это, власти пытаются сохранить древний памятник. В прошлом веке, в 1950 году был начат огромный и дорогостоящий проект реставрации и консервации.
Но на начальном этапе работ, вместо пользы, был лишь причинён дополнительный ущерб. Цемент, который использовался для ремонта, как оказалось позже, был несовместим с известняком. За 6 лет в структуру было добавлено более 2000 известняковых блоков, была проведена химическая обработка, но… положительного результата это не принесло.
Примечания
- «Лекция доктора Дж. Об Эдипе и Сфинксе». People.hsc.edu. Получено 15 мая 2014.
- Каллич, Мартин. «Эдип и Сфинкс». Эдип: миф и драма. Н.п .: Western, 1968. N. pag. Распечатать.
- Стюарт, Десмонд. Пирамиды и Сфинкс. [S.l.]: Newsweek, США, 72. Print.
- Брайан Даннинг (2019). [1] Подкаст Skeptoid
, серия 693 ‘Эпоха Сфинкса’ - Регье, Уиллис Гот. Книга Сфинкса
(Линкольн: Университет Небраски, 2004), 54, 59, 177. - Вход σφίγγω в LSJ.
- Обратите внимание, что γ принимает звук «нг» перед γ и ξ.
- Бауэр, С. Уайз (2007). История Древнего мира
. Нью-Йорк: W. W. Norton & Company, Inc. стр.110–112. ISBN 0-393-05974-X . - ^ абc
Аполлодор, Библиотека Аполлод. 3.5.8 - Плиний Старший, Естествознание 8.30
- Статий, Фиваида, 2.496
- Гесиод, Теогония
327 - Кто понимается как мать, неясно, проблема возникает из-за двусмысленного референта местоимения «она» в строке 326 слова Теогония
см. Клей, с.159, примечание 34 - Lasus fr. 3, по Лира Грэка II
- Название Сфинкса, отмеченное Пьер Гримальс Пингвинский словарь классической мифологии
. - Sear, Дэвид (2010). Монеты греческой империи и их стоимость — местные монеты Римской империи
. Набу Пресс. п. xiv. - Эдмундс, Лоуэлл (1981). Сфинкс в легенде об Эдипе
. Königstein im Taunus: Hain. ISBN 3-445-02184-8 . - Грималь, Пьер (1996). Словарь классической мифологии
. пер. А. Р. Максвелл-Хислоп. Блэквелл Паблишинг. ISBN 0-631-20102-5 . (запись «Эдип», стр. 324) - Жюльен д’Юи (2012). L’Aquitaine sur la route d’Oedipe? Преисторический коммотив La Sphinge. Бюллетень SERPE
, 61: 15-21. - Аполлод. 3.5.8
- «Сфинкс»Хорнблауэр, Саймон (2012). Оксфордский классический словарь
. Энтони Спофорт, Эстер Эйдиноу. Издательство Оксфордского университета. - «Автобиографическое исследование», Зигмунд Фрейд, W. W. Norton & Company, 1963, стр.39
- Регье, Книга Сфинкса
, Глава 4. - Майер, Майкл (1617). Аталанта Фугиенс
. пер. Питер Бранвин. Иоганн Теодор де Брай. - ^ аб
«Сфинксы всех видов встречаются у ворот Бхархута» Косамби, Дамодар Дхармананд (2002).
Комбинированные методы в индологии и других письменах
. Издательство Оксфордского университета. п. 459. ISBN 9780195642391 . - Дикшитар, Раджа. «Открытие антропоморфного льва в индийском искусстве». в Марг. Журнал искусств
. 55/4, 2004, с.34-41; Сфинкс Индии. - Демиш, Хайнц (1977). Умри Сфинкс. Geschichte ihrer Darstellung von den Anfangen bis zur Gegenwart
. Штутгарт. - Демиш, Хайнц (1977). Умри Сфинкс. Geschichte ihrer Darstellung von den Anfangen bis zur Gegenwart
. Штутгарт. - «Теп Норасри». Himmapan.com. Получено 15 мая 2014.
- Королевские музеи изящных искусств Бельгии (2017). «Ласки». Google Искусство и культура.
- Фройнд, Чарльз Поль (5 ноября 1995 г.). «От Сатаны до Сфинкса: масонские тайны карты округа Колумбия». Вашингтон Пост
. Получено 15 ноября 2022. - Тейлор, Дэвид А. «Масонский храм утраченного символа». Смитсоновский институт
. Получено 16 ноября 2022. - «Дадестан-и Дениг, вопрос 90, абзац 4».
- «Меног-и Храд, Глава 62».
- Тахери, Садреддин (2017). «Семиотика архетипов в искусстве Древнего Ирана и прилегающих к нему культур». Тегеран: Shour Afarin Publications.
- Тахери, Садреддин (2013). «Гопат и Ширдал на Ближнем Востоке». Тегеран: журнал Honarhay-e Ziba, Vol. 17, №4.
- «Новая жизнь человека-льва — архив журнала» Археология «. archive.archaeology.org
. Получено 16 ноября 2022. - Павсаний, Павсаний, Описание Греции, 9.21.4
Как М. Ленер догадался, кого изображает Большой Сфинкс Египта
Раскопки храма Хефрена (на переднем плане). Хеопская пирамида находится на заднем плане. Фотография Анри Бечард, 1887
Гробницы фараонов с течением времени меняют свою форму и величину. Появляются мастабы и пирамиды. А Большой Сфинкс единственный.
Значительное число египтологов считают, что он представляет фараона Хефрена (Хавра) из четвёртой династии, т.к. недалеко был найден подобный небольшой каменный силуэт с его лицом. Также совпадают размеры блоков гробницы Хафра (примерно в 2540 г. до н. э.) и чудовища. Несмотря на их утверждения, никто не знает наверняка, когда и кем было установлено это изваяние в Гизе.
Марк Ленер нашёл ответ и на этот вопрос. Он изучил строение храма Сфинкса, который находится в 9 метрах. В дни весеннего и осеннего равноденствия, солнце на закате соединяет два святилища храма и пирамиду Хафра, одной линией.
Религия древнего египетского царства была основана на поклонении Солнцу. Местные жители поклонялись истукану как воплощению Бога Солнца, называя его Хор-Эм-Акхет. Сопоставив эти факты, Марк определяет первоначальное назначение Сфинкса и его личность: лицо Хафра, сына Хеопса, смотрит с фигуры бога, который защищает путешествие фараона в загробный мир, делая его безопасным.
В 1996 г. нью-йоркский детектив и эксперт по идентификации выявил, что сходство более заметно со старшим братом Хефрена Джедефре (или сына по другим данным). Прения на эту тему все еще продолжаются.
Греческое преображение Сфинкса
Знаменитые загадки Сфинкса, которые он загадывал всякому путнику, появляются только в греческих мифах. Кстати, я заметила, что у греков это существо обрело новые детали внешности – теперь Сфинкс имел ярко выраженный женский облик (в Древней Греции именно женщин считали опасными и коварными), а также крылья.
А вот тело Сфинкса меняет черты со львиных на собачьи. Древние греки верили, что Сфинкс был настоящим чудовищем, рождённым от дракона Тифона ужасной Ехидной.
Статуя сфинкса на Санторини, Греция / © Norbert Nagel / ru.wikipedia.org
В греческих мифах Сфинкс показан как орудие богов, посланное людям в наказание. Когда фиванский правитель Лай совершает дерзкое преступление, Гера, супруга верховного бога и блюстительница порядка, решает превратить его город в неприступный край для всякого путника или купца.
В отместку жестокому царю она отправляет к воротам Фив Сфинкса. Монстр с женским лицом приманивал странников, требуя разгадать загадку. Надо заметить, задание было непростым, а потому никто так и не мог разгадать хитрость Сфинкса. Проигравший (а в данном случае это был человек) становился жертвой кровожадного чудовища, что пожирало путников одного за другим.
Сфинкс – мифическое сущетсво не только Древнего Египта © Sam Carr / artstation.com
Сколько же всё-таки лет гиганту? Писатель против учёных
Исследователь Джон Энтони Уэст
Сейчас ведутся оживленные дебаты по поводу датировки памятника. Писатель Джон Энтони Уэст ( John Anthony West) первый заметил на теле льва следы водной эрозии. На других строениях плато наблюдается ветровая или песчаная эрозия. Он связался с геологом и доцентом Бостонского университета Робертом Шохом (Robert M. Schoch), который, изучив материалы, согласился с выводами Уэста. В 1993 году была представлена их совместная работа “Тайна Сфинкса”, получившая премию “Emmy” за лучшее исследование и номинацию на лучший документальный фильм.
Хотя в нашу пору эта территория засушливая, около 10 000 лет назад климат там был влажный и дождливый. Уэст и Шох пришли к заключению, что для образования обнаруженных последствий водной эрозии, возраст Сфинкса должен быть от 7000 до 10 000 лет.
Учёные отклонили теорию Шоха как сильно ошибочную, указывая на то, что когда-то распространенные сильные дождевые бури на территории Египта прекратились прежде появления скульптуры. Но остаётся вопрос: почему только на этой конструкции Гизы были замечены признаки разрушений под воздействием воды?
Большой Сфинкс и пирамида Хеопса
ольшой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Назначение и название
Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.
Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса».
Время создания
Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.
Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена
Существуют и другие мнения относительно заказчика сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариетом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра.
Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.
Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами — вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка.
Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э.
Разрушение
Лицо сфинкса в профиль
У статуи отсутствует нос шириной в 1,5 метра. Чаще всего можно услышать, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), есть ещё и объяснение средневекового каирского историка аль-Макризи. Он пишет, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой (правда, непонятно, как ему это удалось). Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.
Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды в форме куба либо завитых косичек, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни авторы относят её монтаж к Новому царству. По мнению других, бороду изготовили вместе с головой, ибо техническая сложность высотных работ по монтажу бороды превосходила возможности строителей того времени.
3.1. Горизонтальные борозды на теле статуи
На теле статуи видны глубокие горизонтальные опоясывающие борозды, располагающиеся по всей её высоте, исключая голову. Некоторые исследователи утверждают что это следы водной эрозии. Следствием последнего предположения является вывод о том, что статуя пережила период сильных дождей или период затопления.
Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, учитывая степень эрозии Сфинкса, считает, что время создания Сфинкса лежит между 7000 и 5000 годами до н. э., ибо в этот период в этой местности действительно шли дожди. Он пишет о Сфинксе:
Классический пример из учебника того, что происходит с поверхностью известняка, если дожди молотят по ней в течение тысяч лет… …в контексте данных, известных нам о климате Гизы в древности, это служит серьёзным свидетельством того, что Сфинкс намного старше традиционной датировки в районе 2500 года до н. э. …Я просто следую туда, куда меня ведет наука; а она ведет меня к выводу, что Сфинкс сооружен намного раньше, чем до этого считалось».
Великий Сфинкс отчасти под песком. Ок. 1880 г.
Джон Уэст считает, что основная эрозия произошла в более ранний дождливый период до 10 000 года до н. э.
Такие выводы относят строительство статуи, и, как следствие, всего комплекса, включающего пирамиды, к временам, предшествующим появлению Египетского государства, когда климат в этой местности был иным. Несмотря на то, что мнение Шоха не было официально опровергнуто, оно, так же как и мнения других сторонников гипотезы водной эрозии статуи, не рассматриваются учёными, придерживающихся точки зрения, принятой современной академической наукой в качестве основной, и порождают непрекращающиеся дискуссии о том, когда была возведена статуя, и кто является её строителем.
Немного иные борозды присутствуют и на стенах траншеи, в которой находится статуя.
По другой теории, эти борозды вызваны разрушающим действием песка и ветра. Сфинкс находится на дне бывшего моря и состоит из известняка разных степеней твёрдости, более мягкие слои разрушаются быстрее, чем более твёрдые; ниша, в которой расположен Сфинкс, так же имеет подобные борозды. Вследствие того, что ранее на месте Сфинкса было расположено море (дополнительный разрушающий фактор — соль), подземные воды, поднимаясь по всему Сфинксу снизу вверх (из-за эффекта капиллярности), приносят соль во все участки статуи, соль кристаллизуется и расширяется, тем самым разрушая Сфинкса ещё быстрее.
Реставрация
За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:
Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце.
В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году. Так же Сфинкс укреплялся при помощи дополнительных блоков древними греками и римлянами, в частности лапы и стены ниши.
Источники
- Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»
Спиритические и сверхъестественные толкования о предназначении Сфинкса
Известный английский журналист Пол Брантон (Paul Brunton) провёл много времени, путешествуя в Восточных странах, жил с монахами и мистиками, изучал историю и религию Древнего Египта. Он исследовал царские гробницы, встречался со знаменитыми факирами и гипнотизёрами.
Его любимый символ страны, загадочный гигант, поведал ему свои тайны во время ночи, проведённой в Великой пирамиде. Книга “В поисках мистического Египта” рассказывает, как однажды ему открылась тайна всего сущего.
Американский мистик и пророк Эдгар Кейси (Edgar Cayce) уверен в теории, которую можно прочесть в его книге об Атлантиде. Он указал, что рядом со Сфинксом хранятся секретные знания атлантов.
Набросок Виван Дювона 1798 г. Изображает человека, вылезающего из отверстия на вершине.
Писатель Роберт Баувал (Robert Bauval) опубликовал в 1989 г. статью о том, что три пирамиды в Гизе относительно Нила образовали своего рода трехмерную «голограмму» на земле трех звезд пояса Ориона и Млечного пути. Он разработал сложную теорию о том, что все сооружения данной области совместно с древними Писаниями представляют собой астрономическую карту.
Наиболее подходящее положение звёзд на небосводе для этой интерпретации было в 10500 до н. э.. Эта дата по понятным причинам оспаривается египтологами, поскольку ни один археологический артефакт, датированный этими годами, здесь не был откопан.
Ещё одно предположение основано на фотографиях поверхности Марса, сделанные в 1976 году. На них видны сооружения «подобные» Сфинксу и пирамидам в Египте. Посмотреть фото можно на канале Дзен Архитектура.
Культурное и историческое значение сооружения
Согласно историкам, практически у всех древних цивилизаций лев являлся олицетворением солнца и солнечного божества. На рисунках древних египтян фараон очень часто изображался в виде льва, набрасывающегося на врагов государства и истребляющего их. Именно на основе этих поверий была выстроена версия, что великий Сфинкс – это некий мистический стражник, охраняющий покой правителей, погребенных в гробницах долины Гизы.
До сих пор не известно, как называли Сфинкса жители Древнего Египта. Считается, что само слово «сфинкс» имеет греческое происхождение и дословно переводится как «душительница». В некоторых арабских текстах, в частности, в знаменитом сборнике «Тысяча и одна ночь», Сфинкс называется не иначе как «Отец ужаса». Есть еще одно мнение, согласно которому древние египтяне называли статую «образом сущего». Это лишний раз подтверждает, что Сфинкс был для них земным воплощением одного из божеств.